Программа пришкольного лагеря
СОЛНЕЧНЫЙ ГОРОД
Игры детей - вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как
на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста.
М. Монтень
Введение
Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореабилитации. Лагерь с дневным пребыванием учащихся призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей. Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
Ежегодно для учащихся проводится оздоровительная смена в лагере дневного пребывания на базе Алешинской средней школы. В нем отдыхают учащиеся начальных классов и среднего звена. Обязательным является вовлечение в лагерь ребят из многодетных и малообеспеченных семей.
Цели и задачи программы
Цель - организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период.
Задачи:
- Создать систему физического оздоровления детей в условиях временного коллектива.
- Преодолеть разрыв между физическим и духовным развитием детей посредством игры, познавательной и трудовой деятельности.
- Формировать у школьников навыки общения и толерантности.
- Прививать навыки здорового образа жизни, укреплять здоровье.
- Приобщать ребят к творческим видам деятельности, развивать творческое мышление.
Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены:
- Безусловная безопасность всех мероприятий
- Учет особенностей каждой личности
- Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря
- Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня.
- Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря
- Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых
- Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.
Направления и виды деятельности:
- · Экологическое направление
- · Художественно - творческое направление
- · Трудовая деятельность
- · Физкультурно-оздоровительная деятельность
- · Эстетическое направление
- · Досуговая деятельность
- · Патриотическое направление
Физкультурно–оздоровительная работа
Задачи физкультурно-оздоровительной деятельности:
- Вовлекать детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
- Вырабатывать и укреплять гигиенические навыки;
- Расширять знания об охране здоровья.
Основные формы организации:
- Утренняя гимнастика (зарядка)
- Спортивные игры на спортивной площадке или в спортзале.
- Подвижные игры на свежем воздухе
- Эстафеты (спортивная игра «Веселые старты»)
Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в спортзале. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.
Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.
Экологическое направление
Задачи экологической деятельности:
- воспитать бережное отношение к природе
- повысить уровень экологической культуры детей.
Эстетическое направление
Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях между людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развивать их – значит воспитывать эстетически. Вот почему эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью педагогической деятельности детских оздоровительных лагерей.
Задачи эстетической деятельности:
- · Пробуждать в детях чувство прекрасного;
- · Формировать навыки культурного поведения и общения;
- · Прививать детям эстетический вкус.
В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере можно многое сделать, и действовать можно в нескольких направлениях: музыка, песня, танец; общение с книгой, природой, искусством.
Основные формы проведения:
· Посещение театров, кинотеатров, музеев.
Художественно – творческая деятельность
Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.
Формы организации художественно-творческой деятельности:
- · Изобразительная деятельность (конкурсы стенгазет и рисунков «Красота мира», «Пластилиновый художник» и пр.)
- · Конкурсные программы («А знаете ли вы, что..?», «Поле чудес», «Как стать отличником?»)
- · Творческие конкурсы («Мы - читатели!»)
- · Игровые творческие и командообразующие программы («Остров дружбы», «Веревочный курс»)
- · Концерты («Звездопад»)
- · Творческие игры («День рекордов»)
- · Праздники («День России»)
- · Выставки творческих достижений
Рисование в лагере дает большие возможности для развития художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.
Трудовая деятельность
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатом труда.
Основные формы работы:
- · Бытовой самообслуживающий труд;
- · Общественно значимый труд (уборка прилегающей территории)
Бытовой самообслуживающий труд имеет целью удовлетворения бытовых потребностей ребенка и группы детей за счет личных трудовых усилий. Бытовой труд ребенка включает в себя уборку постели, уход за одеждой и обувью, создания уюта.
Самообслуживающая деятельность детей в лагере включает дежурство по лагерю, по столовой, уборку мусора на прилегающей к отряду территории.
Досуговая деятельность
Задачи досуговой деятельности:
- · Вовлечь как можно больше ребят в различные формы организации досуга.
Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах, творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.
Механизм реализации программы
I этап. Подготовительный – апрель-май.
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
- проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
- издание приказа по школе о проведении летней кампании;
- разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Солнечный город-2012»;
- подготовка методического материала для работников лагеря;
- подбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
- составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
II этап. Организационный – июнь
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
- встреча детей;
- запуск программы «Солнечный город - 2013»;
- знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
III этап. Практический – июнь
Основной деятельностью этого этапа является:
- реализация основной идеи смены;
- вовлечение детей в различные виды коллективно- творческих дел;
- работа творческих мастерских.
IV этап. Аналитический – июль
Основной идеей этого этапа является:
- подведение итогов смены;
- выработка перспектив деятельности организации;
- анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
Условия реализации программы.
Нормативно-правовые условия:
- Закон «Об образовании РФ»
- Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
- Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.
- Устав МОБУ «Алешинская СОШ»
- Положение о лагере дневного пребывания.
- Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
- Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
- Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в пришкольном центре.
- Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
- Приказы Управления образования.
- Должностные инструкции работников.
- Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
- Заявления от родителей.
- Правила регистрации детей при поступлении и выбытии.
- Акт приемки лагеря.
- План работы.
Кадровые условия.
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
- начальник лагеря - заместитель директора по ВР;
- старшая вожатая.
Кураторы отрядов:
- воспитатели отрядов (из числа педагогов школы);
- вожатые (ученики старших классов).
Ожидаемые результаты
В ходе реализации данной программы ожидается:
- Общее оздоровление детей, укрепление их здоровья.
- Укрепление физических и психологических сил детей, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
- Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
- Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
- Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
- Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в кружках (разучивание песен, игр, составление проектов)
- Расширение кругозора детей.
- Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.
- Личностный рост участников смены.
Распорядок работы лагеря «Солнечный город»
8.30……………встреча детей: «Мы вам рады!»
8.45-9.00……зарядка: «Чтобы быть весь день в порядке, надо делать нам зарядку!»
9.00-9.15……линейка: «Пора-пора на линейку, детвора!»
9.15-10.00…завтрак: «Нас столовая зовет, полезная каша и вкусный компот!»
10.00…………«Минутки здоровья»; отрядные дела
11.00………….занятия в кружках и секциях: «Кто-то любит танцевать, кто-то петь и рисовать, только бездельники час этот маются, а все ребята в кружках занимаются!»
общие игры и прогулки: « Лишь заслышим зов игры, быстро на улицу выбежим мы, ждет нас здесь много забав интересных, соревнований, прогулок чудесных!»
12.00-13.00…оздоровительные процедуры
13.00-14.00…обед: «Время обеда настало, спешить к столовой надо!»
14.00-14.30…свободное время
14.30-15.30…«тихий час»
15.30………….операция «УЮТ»: «Надо в порядок все привести, игрушки убрать и пол подмести!»
16.00-16.30…полдник
16.30-17.45…прогулки, подвижные игры на свежем воздухе; коллективные творческие дела: «Вместе со всеми сил не жалей, пой, танцуй, рисуй и клей!»
17.45………….итоговая линейка: «Знаем, день прожит не зря, подведем итоги дня!»
18.00………….уход домой: «До свидания! До новых встреч!»
План работы
летнего пришкольного оздоровительного лагеря
« Солнечный город - 2013»
с 1 июня по 22 июня 2013 года
ДЕНЬ |
МЕРОПРИЯТИЕ
|
День первый 1 июня, суббота «Открытие лагеря»
|
1. Операция «Уют» (прием детей, знакомство с режимом дня) 2. Веселые старты – веселые дети! 3. Рождение отрядов – название, песня, девиз, эмблема, речовка. Разучивание девизов, песен, речовок. |
День второй 3 июня, понедельник «Ярмарка идей» |
1. Медицинское обследование. 2. Проведение инструктажа по технике безопасности, беседа о правилах дорожного движения и поведении в летнее время. 3. Игры на свежем воздухе. 4. Анкетирование «Что я жду от лагеря?». |
День третий 4 июня, вторник «Ключи от лета» |
1. Минутка здоровья о закаливании. 2. Игровая программа «Ключи от лета» 3. Игры на свежем воздухе.
|
День четвертый 5 июня, среда «День волшебных сказок» |
1.Минутка здоровья «Как ухаживать за зубами» 2. Конкурс асфальтной живописи «Красота мира!» 3. Подготовка к Дню Пушкина |
День пятый 6 июня, четверг «День Пушкина»
|
1.Минутка здоровья «Правильное питание» 2. Книжная выставка «Писатели - детям» 3. Викторина «А читали вы сказки Пушкина?» 4. Конкурс иллюстраторов-пушкинистов. |
День шестой 7 июня, пятница «День природы» |
1.Минутка здоровья «Солнечный ожог. Первая помощь при ожоге» 2. Игра на свежем воздухе «Пропал вожатый» 3. Конкурс «Самый красивый венок» 4. Выход в лес за материалами для поделок. |
День седьмой 8 июня, суббота «День цветов» |
1.Минутка здоровья. «Зеленая аптечка». 2. Рисуем цветы знакомые, необычные и совсем фантастические. |
День восьмой 10 июня, понедельник «Спасайкина» |
1.Конкурс «Танцы, танцы,танцы» 2. Игры на свежем воздухе. 3. Беседа «Правила поведения в лесу». 4. Основы бисероплетения. |
День девятый 11 июня, вторник «День России» |
1.Минутка здоровья «Путешествие в страну витаминию» 2. Разучивание русских народных игр. 3.Викторина «О России с любовью» |
12 июля – День России |
................................................................. |
День десятый 13 июня, четверг «День театра»
|
1.Минутка здоровья «Здоровый завтрак» 2. Игры на командообразование «Веревочный курс» 3. Поездка в тульскую филармонию на спектакль «Безопасные премудрости и бесполезные шалости». |
День одиннадцатый 14 июня, пятница «День красок» |
1.Минутка здоровья «Безопасность дома» (обсуждение спектакля) 2. Первенство лагеря по футболу (теннису) 3.Игра «Поле чудес» (фрукты, овощи, ягоды) 4. Конкурс рисунка «Яркая палитра» |
День двенадцатый 15 июня, суббота «День песен» |
1.Минутка здоровья «Бережем глазки» 2. Спортивная игра «Веселые старты» 3. Готовимся к заключительному концерту. 4. Викторина «Угадай мелодию».
|
День тринадцатый 17 июня, понедельник «День любителей лошадей» |
1. Минутка здоровья «Безопасность на улице» 2. Поход к пруду, конкурс «Быть туристом нелегко» 3. Экскурсия на Прилепский конный завод. |
День четырнадцатый 18 июня, вторник День «Фантазий и юмора» |
1. Минутка здоровья «Профилактика плоскостопия» 2. «Юморина» - парад анекдотов. 3. Спортивные игры на свежем воздухе «Зоологические забеги» 4. Просмотр мультфильмов «Вовка в тридевятом царстве» и «Ледниковый период-4» |
День пятнадцатый 19 июня, среда «День спорта»
|
1.Минутка здоровья «Безопасность на улице-2» 2. «Мини-футбол». 3. Подготовка к заключительному концерту. 4. Веселые конкурсы с мячом. 5. Конкурс «Безопасное колесо» |
День шестнадцатый 20 июня, четверг «День знатоков» |
1. Минутка здоровья «Фиточай – здоровья дар» 2. Подготовка рисунков для районного конкурса «Яркая палитра» 3. Игра «Поле чудес» - ягоды и фрукты |
День семнадцатый 21 июня, пятница «День следопытов»
|
1. Минутка здоровья 2. Игра «Остров сокровищ» (поиски клада). 3. Репетиция концерта. |
День восемнадцатый 22 июня, суббота «День прощания» |
1. Заключительный концерт, награждение активных участников. 2. Уборка спален. 3. Закрытие смены. |