Skip to main content

Воспитательная система школы

     

КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

муниципального образовательного бюджетного учреждения

"Алёшинская средняя общеобразовательная школа"

 

       Воспитательная система школы строится на усилиях всех участников образовательного процесса: педагогов, учащихся, родителей. В процессе их взаимодействия формируются цели и задачи, определяются пути их реализации, организовывается деятельность.

Цель:

создание условий для формирования социально-активной, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, умеющей ориентироваться в современных социокультурных условиях.

Задачи:

1. Содействовать формированию сознательного отношения ребенка к своему здоровью, как естественной    основе умственного, физического, трудового и нравственного развития

2.Формировать у учащихся гуманистические, социально-значимые ценности и ответственное гражданское поведение

3. Организовывать воспитательное пространство через ученическое самоуправление,  где учащиеся развивают свои способности  и склонности

4. Создавать условия для участия семей в воспитательном процессе

5. Изучать различные модели воспитательных систем и отрабатывать новые формы и методы воспитательной работы в школе

Принципы и подходы воспитания.

    Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, объединяя обучение, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы. При этом целенаправленному развитию личности в воспитательной системе школы способствует соблюдение ряда общечеловеческих принципов и педагогических подходов воспитания, которые являются основанием образования и организации всей жизнедеятельности школьников:

● принцип природосообразности: принимать ребенка таким, каков он есть. Воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими вопросами развития человека и природы;

принцип культуросообразности: воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и учитывать ценности и нормы конкретных национальных и региональных культур;

принцип сотрудничества: взаимодействие учителя и учащихся в продвижении детей к определенным целям;

системно-структурный подход: означает знание и использование в системе, в тесной взаимосвязи структурных элементов воспитательного процесса – от цели до конечного результата;

комплексный подход: включает объединение усилий всех воспитательных институтов для успешного решения воспитательных целей и задач;

организационно-деятельностный подход: предполагает такую организацию деятельности коллектива и личности, когда каждый школьник проявляет активность, инициативу, творчество, стремится к самовыражению;

отношенческий подход: формирование социально-ценностных отношений воспитуемых к различным сторонам действительности: обществу, людям, труду, природе, культуре, науке, себе;

личностно-ориентированный подход: признание ребенка высшей ценностью воспитания, его активным субъектом; ценностная ориентация педагогов на личность, ее индивидуальность, творческий потенциал, обеспечение деятельности, реализующей личность ребенка;

возрастной подход: учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.     

Деятельностные компоненты воспитательной системы.

Деятельностными компонентами воспитательной системы школы являются сферы деятельности, к ним относятся:

Воспитывающая среда

-оформление интерьера учебных кабинетов и рекреаций школы;

- психологическая атмосфера;

- социум;

 - семья

Эстетизация окружающего пространства школы влияет на психическое состояние школьников, содействует психологическому комфорту.

Сотрудничество со всеми заинтересованными организациями и учреждениями.

Семья закладывает нравственные и духовные начала личности, первые понятия об отношениях в обществе.

Учебная деятельность:

- воспитание на уроке;

- организация предметных недель

Учебный процесс несет большой воспитательный заряд. Воспитание в процессе обучения включает в себя следующие компоненты:

- формирование у школьников основ мировоззрения и естественно-научной картины мира;

- использование воспитательных этических моментов, включенных в содержание учебных предметов;

- учитель, как пример и образец отношения к своим обязанностям, культуры внутренней и внешней, умеющий организовать свой труд и труд детей, как пример выдержки, такта и выполнения этических норм.

Внеклассная

работа:

- воспитательная работа в школе;

- система работы классного руководителя;

- классные и школьный коллективы;

- деятельность ученического самоуправления;

- традиции школы

Исходя из цели и задач, воспитательная работа предоставляет учащимся возможность выбора различных видов деятельности, соответствующих личным потребностям: интеллектуальная, познавательная, трудовая, творческая, спортивно-оздоровительная, художественная.

В системе работы классного руководителя выделяют следующие направления:

- непосредственное воздействие на ученика (изучение индивидуальных способностей, интересов, окружения, развития);

- создание воспитывающей среды (сплочение коллектива, развитие самоуправления, включение в разные виды деятельности, формирование благоприятной эмоциональной атмосферы);

- коррекция влияния различных субъектов социальных отношений ребенка (помощь семье, взаимодействие с педколлективом, коррекция воздействия СМИ, нейтрализация негативных воздействий социума).

Ядром воспитательной системы является общешкольный коллектив. Школьная среда рассматривается как совокупность межличностных отношений и норм поведения.

Класс является первичным коллективом в структуре общешкольного коллектива и при этом сохраняет свою индивидуальность. Общие цели школы конкретизируются в целях класса. Система строится таким образом, чтобы каждый класс не мог не участвовать в жизни общешкольного коллектива.

Школьное ученическое самоуправление позволяет успешно осуществлять участие в жизнедеятельности школы классных коллективов. Развитие самоуправления является одной из самых актуальных задач воспитательной системы.

Большое значение имеет сохранение, поиск, создание и отработка традиций школы: спортивных, праздничных, связанных с началом и окончанием учебного года. Немаловажное значение в организации проведения традиционных мероприятий в нашей школе имеет форма: обязательное музыкальное сопровождение, шуточная и ироничная форма подачи содержания, предоставление возможности участия всех присутствующих, сочетание торжественности и простоты проведения. К основным традициям нашей школы относятся:

- торжественная линейка, посвященная началу учебного года и праздник для первоклассников «День рождения класса»;

- праздник «Посвящение в первоклассники»;

- праздничная программа, посвященная Дню Учителя;

-  осенняя выставка и праздник урожая;

- новогодние театрализованные представления;

- военно-спортивные соревнования, посвященные Дню Защитника Отечества;

- вечер встречи  с выпускниками;

- праздничные программы, посвященные Международному женскому дню;

- праздник «Прощание с  Азбукой»;

- Масленица;

- праздничные программы в 4 и 11-х классах, посвященные последнему звонку;

- торжественный вечер, посвященный выпуску 11 класса.

Дополнительное

образование:

- организация кружков по направлениям деятельности Сеть объединений дополнительного образования – важная составная часть воспитательной системы. Дополнительное образование осуществляет целостное воздействие на детский коллектив и личность школьника, на его рациональную и эмоциональную сферы, оказывает воздействие на жизненные установки, изменяет поведение ребенка, дает уверенность в себе. 

   Педагогический коллектив школы считает, что решить сверхсложные задачи образования детей в современном обществе можно только в условиях приоритетной воспитательной деятельности школы, которая находит свое отражение в различных сферах жизнедеятельности ребенка: «здоровье», «общение», «труд», «познание», «игра». Для этого необходимо создать возможности для погружения учащихся в каждую из этих сфер. Именно эту задачу решают следующие направления воспитательной системы школы:

     

      Таким образом мы решаем основные задачи воспитания:

➽ формирование позитивных, общественно необходимых и личностно значимых качеств личности;

➽ организация многообразной и разносторонней деятельности учащихся;

➽ использование важнейшей социальной функции – общения со сверстниками и взрослыми в целях формирования здоровой, нравственно ценной личности;

➽ формирование необходимых, многосторонних и основанных на общечеловеческих ценностях отношений к окружающему миру: обществу, природе, людям, труду, науке, культуре, себе.