Skip to main content

Положение об аттестации обучающихся

 

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЩИХСЯ

 

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с За­коном РФ «Об образовании в Российской Федерации», Типовым положением об общеоб­разовательном учреждении, Уставом  и локальными актами школы и регламентирует содержание и порядок аттестации учащихся школы.

1.2. Данное Положение регулирует вопросы выставления оценок по учебным предметам, выражающих достижения учащихся.

Положение призвано:

- обеспечить в школе объективную оценку знаний каждого учащегося;

- поддерживать в школе демократические начала в организации учебного процесса.

1.3. Аттестация – это оценка качества усвоения обучающимся содержания конкретного учебного предмета в процессе или по окончанию его изучения в результате проверки (контроля) теоретических и (или) практических знаний.

Виды аттестации: текущая, промежуточная, итоговая.

1.4. Виды проведения проверок (контроля):

- письменная – предполагает письменный ответ обучающегося на один или  систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: домашние, проверочные, лабораторные, практические, контрольные, творческие работы; письменные отчёты о наблюдениях; письменные ответы на вопросы теста; сочинения, изложения, диктанты, рефераты;

- устная – предполагает устный ответ обучающегося на один или систему вопросов в форме рассказа, беседы, собеседования, ответов на вопросы теста;

- комбинированная – предполагает сочетание письменного и устного видов.

1.5. Оценки выставляются за все виды проверки знаний, умений и навыков учащихся, предусмотренных рабочими программами по учебным предметам (курсам) в соответствии с действующими нормами оценки знаний и умений (применительно  к различным формам контроля знаний) и требованиями, предъявляемыми к уровню подготовки обучающихся, отраженных в рабочих программах по учебным предметам (курсам).

1.6.Аттестация учащихся 1-х классов в течение учебного года осуществляется качественно без фиксации их достижений в классных журналах.

Контроль успеваемости учащихся 2-11 классов осуществляется учителями по 5-балльной системе:  «5» - отлично, «4» - хорошо, «3» - удовлетворительно, «2» - неудовлетворительно. В 5-11 классах минимальный балл - 1, максимальный балл - 5, во 2-4 классах минимальный балл - 2, максимальный балл - 5.

Не производится балльное оценивание по курсу «Основы религиозных культур и светской этики».

За изучение курсов по выбору и элективных курсов в 9-11 классах выставляется «зачет».

1.6. Учащиеся, обучающиеся по индивидуальным учебным планам, аттестуются только по предметам, включенным в этот план.

1.7.При аттестации учащихся необходимо учитывать соблюдение единых требований к устной и письменной речи.

 

 

2. Текущая аттестация учащихся

2.1. Текущая аттестация -  это оценка качества усвоения содержания компонентов какой-либо части (темы) конкретного учебного предмета в процессе его изучения обучающимся по результатам проверки (проверок).

2.2. Текущая аттестация проводится учителем данного учебного предмета.

2.3. Текущей аттестации подлежат учащиеся всех классов школы.

2.4. Форму текущей аттестации определяет учитель с учётом контингента обучающихся, содержания учебного материала и используемых им образовательных технологий. Избранная форма текущей аттестации сообщается учителем администрации школы одновременно с представлением календарно-тематического графика изучения рабочей программы учебного предмета заместителю директора школы по учебно-воспитательной работе.

2.5. Учащиеся, временно обучающиеся в санаторных школах, реабилитационных общеобразовательных учреждениях, аттестуются с учетом итогов их аттестации в этих учебных за­ведениях.

2.6. Критерии и нормы оценочной деятельности.

2.6.1. В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход. При 5-балльной  системе для всех установлены общедидактические критерии оценки.

Оценка «5»:

1. Знание, понимание, глубина усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «4»:

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «3»:

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «2»:

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «1»:

Ставится за полное незнание изученного материала, отсутствие элементарных умений и навыков.

2.6.2. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования образовательным результатом является  сформированность универсальных учебных действий. Планируемые метапредметные и личностные результаты подлежат формированию и отслеживанию, а метапредметные – еще и оценке. С этой целью в начале 1 класса (3-4 недели сентября) проводится педагогическая диагностика готовности к успешному обучению  в начальной школе, а в конце 1-4 классов (апрель) мониторинг метапредметных универсальных учебных действий, позволяющий оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения. Допускается проведение  дополнительного мониторинга в конце первого полугодия.

2.6.3. Оценки за конкретные виды работ по учебным предметам выставляются учителем в соответствии с действующими нормами оценки знаний и умений по данным учебным предметам.

2.6.4. Критерии оценивания письменных работ тестового характера

2.6.4.1. Методика перевода тестовой оценки в традиционную пятибалльную систему, если это не оговорено условиями выполнения и оценивания теста, может быть следующей.

Если тест состоит из 20 заданий, каждое имеет 4 варианта ответа, среди которых только один правильный, то ставится отметка:

«5» – от 17 до 20 правильных ответов – 85 % выполнения теста;

«4»  - от 13 до 16 правильных ответов – 65 % выполнения теста;

«3» – 9-12 правильных ответов – 45 % выполнения теста;

«2» – от 5 до 8 правильных ответов – менее 45 % выполнения теста.

При увеличении сложности заданий теста критерий может быть изменён:

 

Отметка

«5»

«4»

«3»

«2»

Выполнение теста

85 %

60 %

40 %

Меньше 40 %

 

При выполнении тестовой работы, проверяющей знания, которые должны быть освоены всеми учащимися (математический или словарный диктант, устный счет, проверочный диктант по устным предметам и др.), критерий может быть следующим:

 

Отметка

«5»

«4»

«3»

«2»

Выполнение теста

100 - 90 %

70 - 89 %

50 - 69%

Меньше 50 %

 

Если в работу включено 25 заданий, из которых 20 с выбором ответа и 5 со свободным ответом, то устанавливается следующий критерий оценивания:

Отметка

«5»

«4»

«3»

«2»

Выполнение теста

100 - 80 %

70 - 79 %

50 - 69%

Меньше 50 %

 

3.6.4.2. Учитель может внести коррективы в критерии, но должен заранее сообщить школьникам критерии оценки их работы

3.6.4.3. Шкала выставления оценок может быть иной и в том случае, если из обработки были исключены ответы по темам, которые были отмечены как не пройденные.

2.7. Выставление оценки и её обоснование производится учителем:

- за устный ответ – непосредственно по его окончании. Учителемдаётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки;

- за самостоятельные письменные и контрольные работы оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке (сроки определены в Положении о ведении школьной документации). Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа;

- за выполнение практических (лабораторных) работ, опытов по предметам оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке. В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами;

- за умения проводить наблюдения оценки с анализом умений проводить наблюдения доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, после сдачи отчёта;

- за выполнение практических работ оценка выставляется на уроке. Учителем даётся краткий анализ выполнения работы, объявляется мотивированная оценка;

- за урок-зачет при тематическом контроле оценка выставляется всем учащимся класса в день его проведения или на последующем уроке с её обоснованием.

2.8. При использовании электронных средств контроля оценка выставляется  с учетом применяемой программы контроля знаний непосредственно по окончании работы.

 

3. Требования к устной и письменной речи

3.1. Воспитание речевой культуры учащихся осуществляется в единстве, общими силами всех учителей; требования, предъявляемые на уроках русского языка, должны поддерживаться учителями всех предметов как на уроках, так и во время внеклассных занятий.

Нормы литературного языка должны быть соблюдаемы как в устной, так и в письменной речи.

3.2. Администрация школы направляет, координирует и контролирует работу по осуществлению единого речевого режима в школе: включает вопросы о  соблюдении единых требованиях к устной и письменной речи школьников в работу педагогических советов, в систему внутришкольного контроля, организует обмен опытом учителей, рассмотрение  вопросов повышения культуры речи учащихся на заседаниях методических объединений (кафедр).

3.3.Требования к речи учащихся

3.3.1. Любое высказывание учащихся в устной и письменной форме (развернутый ответ на определенную тему, доклад, описание физического или химического опыта, рецензия на ответ товарища и т. д.) следует оценивать, учитывая содержание высказывания, логическое построение и речевое оформление.

3.3.2. Учащиеся должны уметь:

- говорить или писать на тему, соблюдая ее границы;

- отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной идеи высказывания;

- излагать материал логично и последовательно (устанавливать причинно-следственные связи между фактами и явлениями, делать необходимые обобщения и выводы);

- правильно и точно пользоваться языковыми средствами для оформления высказывания;

- строить высказывание в определенном стиле (разговорном, научном, публицистическом и др.) в зависимости от цели и ситуации общения (на уроке, собрании, экскурсии, в походе и т. д.);

- отвечать громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз и правильной интонации;

- оформлять любые письменные высказывания с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно.

3.3.3. Грамотно оформленным следует считать высказывание, в котором соблюдаются:

- правила произношения и ударения;

- правила употребления слов в соответствии с их значением, закрепленным в словарях, и особенностями использования в различных стилях речи;

- правила образования и изменения слов, а также образования словосочетаний и предложений в соответствии с требованиями грамматики;

- правила орфографии и пунктуации, не допускаются ошибки в написании изученных терминов, заглавных букв в географических названиях, в названиях исторических событий, в собственных именах писателей, ученых, исторических деятелей и др.

3.3.4. Речь учащихся должна быть выразительной, что достигается разнообразием словаря, богатством грамматического строя, уместным использованием эмоционально окрашенных средств речи.

3.3.5. Для речевой культуры учащихся важны и такие умения, как умение слушать и понимать речь учителя и товарища, внимательно относиться к высказываниям других, умение поставить вопрос, принять участие в обсуждении проблемы и т. д.

3.4. Работа педагогического коллектива по осуществлению единых требований к устной и письменной речи учащихся

3.4.1. Каждому учителю при подготовке к уроку следует тщательно продумывать ход изложения материала, правильность и точность всех формулировок; грамотно оформлять все виды записей (на классной доске, в школьном журнале, в дневниках учащихся, в рабочих планах и т. п.); писать разборчивым почерком. Не допускать в своей речи неправильно построенных предложений и оборотов, нарушений норм произношения, небрежности в выборе слов и неточности в формулировках определений.

3.4.2. Учителям начальных классов постоянно формировать представление у учащихся о богатстве русской речи, регулярно проводить обучение нормам литературного языка, особое внимание уделять новой и более трудной для школьников письменной форме речи.

3.4.3. Всем педагогическим работникам для формирования речевой культуры учащихся необходимо:

- больше внимания уделять формированию умений анализировать, сравнивать, сопоставлять изученный материал, при ответе приводить необходимые доказательства, делать выводы и обобщения;

- проводить специальную работу, направленную на полноценное восприятие учащимися учебного текста и слова учителя, которые являются не только основными источниками учебной информации, но и образцами правильно оформленной речи;

- использовать выразительное чтение вслух как один из важнейших приемов формирования культуры устной речи учащихся, как средство эмоционального и логического осмысления текста;

- настойчиво учить школьников работать с книгой, пользоваться разнообразной справочной литературой по предмету, каталогом и картотекой, подбирать литературу по определенной теме, правильно оформлять результаты самостоятельной работы с книгой, обучать составлению тезисов, конспектов, цитатного материала, списков литературы и т. д.;

- систематически проводить работу по обогащению словарного запаса учащихся, по ознакомлению с терминологией изучаемого предмета. При объяснении такие слова произносить четко, записывать на доске и в тетрадях, постоянно проверять усвоение их значения и правильное употребление в речи;

- следить за аккуратным ведением тетрадей, единообразием надписей и грамотным оформлением всех записей в них. Не оставлять без внимания орфографические и пунктуационные ошибки;

- добиваться повышения культуры устной разговорной речи учащихся, исправлять неправильную речь, соблюдая при этом необходимый такт, бороться с употреблением жаргонных, вульгарных, а также диалектных слов и выражений, как на уроке, так и вне урока;

- шире использовать все формы внеклассной работы для совершенствования речевой культуры учащихся;

- тщательно проверять грамотность материалов, размещаемых на стендах и сайте школы, стенных школьных газет, объявлений, а также документов, выдаваемых на руки учащимся.

3.4.4. Классным руководителям проводить беседы с родителями по выполнению единых требований к речи учащихся в школе и дома.

 

4. Организация работы по предупреждению неуспеваемости обучающихся

 

4.1. Организация работы по предупреждению неуспеваемости обучающихся за четверть (полугодие, год) направлена на:

- повышение уровня и качества  обученности отдельных учащихся и школы в целом;

- защиту прав учащихся;

- создание благоприятного микроклимата школы.

4.2. С целью предупреждения неуспеваемости обучающихся учитель обязан:

- проводить диагностику учащегося в начале учебного года с целью выявления уровня обучаемости;

- учитывать тип темперамента ребенка;

- использовать на уроках различные виды опроса (устный, индивидуальный, письменный и т.д.) для объективности результата;

- регулярно и систематически опрашивать, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить;

- комментировать оценку ученика (необходимо отмечать недостатки ответа, чтобы учащийся мог их устранять в дальнейшем);

- после первичного контроля отрабатывать тему на уроке с учащимися, показавшими низкий результат;

- не опрашивать ученика или давать ему контрольную работу в первый день занятий (после отсутствия в школе по болезни или уважительной причине);

- определить время, за которое учащийся должен освоить пропущенную тему, и в случае затруднения дать консультацию;

- выставлять полученные учащимся неудовлетворительные оценки в дневник с целью своевременного контроля со стороны родителей;

- дать возможность учащемуся сдать пройденный материал в виде проверочной работы или собеседования не менее чем за неделю до окончания четверти;

- поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о понижении успеваемости учащегося;

- не снижать оценку учащемуся за плохое поведение на уроке, в этом случае он должен использовать другие методы воздействия на ученика.

4.3.С целью предупреждения неуспеваемости обучающихся классный руководитель обязан:

- выявлять причины неуспеваемости учащегося, при необходимости обращаясь к психологу  или социальному педагогу (анкетирование ученика, родителей, собеседование);

- в случае пропуска учеником уроков провести с ним индивидуальную работу по выяснению причин отсутствия, немедленно проинформировать родителей об успеваемости ученика через запись в ученическом дневнике или иным способом;

- в случае выявления недобросовестного выполнения учащимся домашнего задания или недостаточной работы на уроке провести профилактическую работу с родителями, в случае уклонения родителей от своих обязанностей обратиться за помощью к психологу или к администрации школы;

- в случае указания учащимся на завышение объема домашнего задания обсудить этот вопрос с учителем или обратиться к директору, заместителю директора, курирующему предмет, чтобы проверить соответствие домашнего задания существующим нормам.

4.4. С целью предупреждения неуспеваемости ученик обязан:

- выполнять домашние и письменные задания, своевременно представлять их учителю на проверку;

- работать в течение урока и выполнять все виды упражнений и заданий на уроке;

- в случае пропуска урока самостоятельно изучить учебный материал, при затруднении обратиться к учителю за консультацией.

4.5. С целью предупреждения неуспеваемости обучающихся родители (лица, их замещающие):

а) обязаны:

- контролировать выполнение домашнего задания учеником, его посещаемость;

- помогать ребенку в случае его длительного отсутствия по болезни или другим уважительным причинам в освоении пропущенного учебного материала путем самостоятельных занятий или консультаций с учителем;

б) имеют право:

- с разрешения администрации школы посещать уроки, по которым учащийся показывает низкий результат;

- обращаться за помощью к классному руководителю, психологу, администрации школы.

4.6. С целью предупреждения неуспеваемости администрация школы должна:

- организовать работу педагогического коллектива школы по предупреждению неуспеваемости учащихся;

- разработать мониторинг по работе со слабоуспевающими учащимися;

- при посещении уроков обращать особое внимание на организацию работы со слабоуспевающими учащимися;

- в начале каждой четверти проводить анализ успеваемости  и индивидуальную работу с учителями, имеющими по результатам аттестации за предыдущую четверть неудовлетворительные оценки у обучающихся;

-  проводить собеседования с учащимися и их родителями в присутствии классных руководителей и учителей по предупреждению неуспеваемости;

- использовать органы самоуправления школой для повышения качества образовательного процесса;

- рассматривать вопросы предупреждения неуспеваемости школьников на родительских собраниях с приглашением специалистов (психологов, медицинских работников и др.);

- организовать курирование заместителями директора по учебно-воспитательной работе параллелей классов с целью проведения своевременной индивидуальной работы по предупреждению неуспеваемости;

- шире использовать возможности работы психологической службы со слабоуспевающими учащимися;

- результаты работы педагогического коллектива со слабоуспевающими учащимися систематически рассматривать на педагогических советах и совещаниях.

 

5. Промежуточная аттестация учащихся

 

5.1. Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего учебного предмета сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся.

Промежуточная аттестация – это оценка качества усвоения обучающимся содержания какой-либо части конкретного учебного предмета по окончании его изучения или по итогам учебного периода (четверти, полугодия, года).

5.2.Промежуточный контроль во 2-4, 5-8, 10 классах

5.2.1. Промежуточный контроль во 2-4, 5-8, 10 классах проводится в целях повышения ответственности каждого учителя-предметника за результаты труда, за степень освоения обучающимися государственного стандарта, определенного образовательной программой в рамках учебного года или курса в целом.

5.2.2. На промежуточный контроль выносятся два учебных предмета со 2 по 3 класс: русский язык и математика и не менее двух учебных предметов в 4-8 и 10 классах.

5.2.3. Решение о проведении промежуточного контроля принимается в конце марта - начале апреля текущего учебного годапедагогическим советом, который определяет формы, порядок и сроки проведения аттестации.

Промежуточный контроль обучающихся проводится в апреле-мае текущего учебного года.

Промежуточный контроль осуществляется по графику, утверждаемому директором школы.

5.2.4. Формы промежуточного контроля могут быть следующими: письменные проверочные и контрольные работы, тестирование, защита реферата, творческих, проектных, исследовательских работ, по билетам.

Защиту реферата, проектных и исследовательских работ как одну из форм устной формы аттестации могут выбирать обучающиеся, имеющие хорошие и отличные отметки по данному предмету, а также проявляющие интерес к научным исследованиям в данной области и обладающие аналитическими способностями. Данная форма промежуточного контроля предполагает предварительный выбор обучающимся интересующей его темы с учётом рекомендаций учителя-предметника. Не позднее, чем за неделю до защиты, реферат представляется обучающимся на рецензию учителю.

Письменные проверочные и контрольные работы выполняются по текстам, предложенным администрацией школы, составленным в соответствии с учебной программой и требованиями к проверочным и контрольным работам данного класса.

Билеты для аттестации, группы вопросов для собеседования и тестирования, составляет учитель - предметник, используя программный материал, изученный за учебный год, и утверждает на школьной предметной кафедре. В аттестационный материал необходимо включать, как теоретические вопросы, так и практические задания. Для аттестационной комиссии должны быть подготовлены решения и ответы практических заданий.

На аттестации по иностранному языку проверяются техника чтения и практическое владение обучающимися устной речью в пределах программных требований. В первой части ответа предполагается устное высказывание по предложенной теме. Количество фраз определяется кафедрой в соответствии с программой. Вторая часть ответа - изложение на иностранном языке содержания прочитанного текста, высказывание своего отношения к нему, либо чтение и разработка вопросов по содержанию текста. Тексты для чтения подбираются учителем из адаптированной художественной, научно-популярной литературы для юношества. Объём текста должен соответствовать требованиям образовательного стандарта.

5.2.5. Аттестационный материал должен быть составлен не позднее, чем за две недели до начала промежуточного контроля.

5.2.6. Учащиеся профильных классов обязаны пройти промежуточный контроль по профильным предметам.

5.2.7. От промежуточного контроля в переводных классах могут быть освобождены обучающиеся:

- имеющие отличные отметки по всем предметам учебного плана (за исключением предметов, по которым обучающийся освобожден по состоянию здоровья);

- победители и призеры районных, областных предметных олимпиад, конкурсов;

- прошедшие или направляющиеся на санаторное лечение не ранее 1 месяца до его проведения.

5.2.8. Промежуточный контроль для детей, обучающихся на дому, проводится в щадящем режиме.

5.2.9. Обучающиеся, имеющие неудовлетворительные годовые оценки по учебным предметам, должны пройти промежуточный контроль по данным предметам.

5.2.10. Обучающиеся имеют право на консультирование при подготовке к промежуточному контролю, осуществление сопровождения предметником выполнения реферата, проектной, исследовательской работы.

5.2.11. Итоги промежуточного контроля оформляются протоколом. Работы учащихся по предмету и протокол подписываются членами комиссии, утвержденной приказом директора школы.

5.2.12. Итоги промежуточного контроля выставляются в журналы, дневники обучаемых, доводятся до сведения родителей.

5.3. Промежуточная аттестация учащихся начальных классов, работающих по ФГОС

5.3.1. В начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО итоговое оценивание происходит в конце обучения и может проводиться в форме накопительной оценки, получаемой как обобщенный результат выставленных ранее оценок, а также в ходе целенаправленного сбора данных (в том числе с помощью итоговых тестов) или итоговой  практической демонстрации применения полученных знаний и освоенных способов деятельности. Возможна любая комбинация этих форм.

5.3.2. Накопительная оценка предполагает синтез всей накопленной за четыре года обучения информации об учебных достижениях школьника. К ним относятся не только достижения в освоении системы основных понятий и предметных учебных навыков, но и такие достижения ребенка, как умение сотрудничать, выполнять различные учебные роли, освоение первичных навыков организации учебной деятельности, навыков работы с информацией и т.п., а также данные, подтверждающие индивидуальный прогресс ученика в различных областях. Источниками таких данных служат заполняемые учителем по ходу обучения листы наблюдений, дифференцированная оценка наиболее существенных итогов обучения, результаты выполнения проверочных работ и различные папки учащихся, составляющие портфолио.

5.3.3. Итоговая  практическая демонстрация применения полученных знаний и освоенных способов деятельности, полученных за четыре года применительно к различным учебным задачам, отрабатываемым в ходе обучения, может проводиться как в форме выставки результатов проектной работы, так и в форме комплексной письменной работы.

Комплексная письменная работа позволяет выявить и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и компетентность ребенка в решении разнообразных проблем. Итоговые комплексные работы проводятся во всех классах – с 1-го по 4-й, имеют схожую структуру и строятся на основе несплошного (с иллюстрациями) текста, к которому дается ряд заданий по русскому языку и чтению, математике, окружающему миру. Задачи комплексной работы – установить уровень овладения ключевыми умениями, позволяющими успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения.

5.4.Промежуточная аттестация учащихся профильных классов

5.4.1.  Целями промежуточной аттестации в профильных классах являются:

- установление фактического уровня знаний по предметам, изучаемым в профильных классах, и элективным курсам;

- соотнесение этого уровня с требованиями образовательного государственного стандарта;

- контроль выполнения учебных программ и календарно-тематического плана  изучения учебных предметов.

5.4.2. Промежуточная аттестация может проводиться в виде устных или письменных экзаменов по профильным дисциплинам (не менее 2) и элективным курсам.

5.4.3. Формы промежуточной аттестации:

     - самостоятельные работы;

     - контрольные работы;

     - тестирование;

     - защита рефератов и проектов;

     - сообщения и доклады;

     - исследовательская работа.

5.4.4.   Промежуточная аттестация учащихся профильных классов проводится два раза в год (зимняя и летняя сессии).

5.4.5. По результатам аттестации составляются протоколы, которые подписываются членами комиссии, утвержденной приказом директора школы.

5.5. Промежуточная аттестация обучающихся по учебным предметам по итогам учебного периода (четверти, полугодия, года)

5.5.1. К промежуточной аттестации обучающихся по учебным предметам по итогам учебного периода (четверти, полугодия, года) допускаются все учащиеся.

5.5.2. Отметка за четверть может быть выставлена ученику при наличии у него не менее трех отметок за четверть. Ученик, пропустивший более 50% учебного времени по предмету, считается не аттестованным,в журнале делается пометка «н/а» (не аттестован).

5.5.3. Отметка за четверть, год не должна выводиться механически как среднее арифметическое предшествующих отметок. Решающим при её определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой отметки. При выведении итоговой отметки за четверть, полугодие преимущественное значение придается отметкам за письменные, контрольные, практические работы, выполненные обучающимся самостоятельно.

5.5.4. Четвертные, полугодовые, годовые отмет­ки выставляются за два дня до начала каникул или начала ат­тестационного периода.

5.5.5. Учащиеся переводных классов школы, проявившие способности и трудолюбие в учении, имеющие по всем предметам, изучавшимся в соответствующем классе, годовые отметки «5», награждаются похвальным листом « За отличные успехи в учении».

5.5.6. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью.

5.5.7. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующему учебному предмету не более двух раз в сроки, определяемые образовательным учреждением, в пределах одного года с момента образования академической задолженности (в указанный период не включается время болезни обучающегося). Для проведения промежуточной аттестации во второй раз создается комиссия.

Ответственность за ликвидацию обучающимися академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей).

5.5.8. Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам илиимеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно.

5.5.9. Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования,  не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента её образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями районной психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.

5.5.10. Перевод обучающегося в следующий класс осуществляется по решению педагогического совета школы. Обучающиеся, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования.

Обучающиеся, освоившие в полном объеме образовательные программы учебного года, переводятся в следующий класс (1-8, 10 классы) или допускаются к государственной (итоговой) аттестации (9, 11 классы).

5.5.11. Классные руководители обязаны дове­сти до сведения учащихся и их родителей итоги аттестации и решение педагогического совета школы о переводе учащегося в следующий класс или о допуске к государственной (итоговой) аттестации, а в случае неудовлетворительных результатов учебного года или если ученик не допущен к итоговой аттестации - в письменном виде под роспись родителей с указа­нием даты ознакомления. Письменное извещение родителям о неудовлетворительных результатах хранится в личном деле учащегося.

5.5.12. В случае несогласия обучающегося, его родителей (законных представителей) с годовой оценкой обучаю­щемуся предоставляется возможность сдать экзамен по соответствующему предмету комиссии, образован­ной школой.

Решение комиссии оформляется протоколом и является окончательным.

 

6. Итоговая аттестация

 

6.1. Освоение образовательных программ основного общего, среднего общего образования завершается обязательной государственной итоговой аттестацией обучающихся.

Итоговая аттестация – это оценка  знаний выпускников по данному предмету по завершении   уровня образования – основного общего, среднего общего  – для определения соответствия их знаний государственным образовательным стандартам. Проводится на основании соответствующих государственных, региональных и муниципальных нормативных  документов, локальных актов школы.  

Итоговая аттестация проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся.

К государственной итоговой аттестации допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план.

6.2. Государственная итоговая аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы среднего общего образования

6.2.1. Государственная итоговая аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы среднего общего образования, проводится в форме единого государственного экзамена. Иные формы проведения государственной итоговой аттестации могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

6.2.1.1. Единый государственный экзамен (ЕГЭ) представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования, с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы, выполнение которых позволяет установить уровень освоения федерального государственного образовательного стандарта (далее - контрольные измерительные материалы). Сведения, содержащиеся в контрольных измерительных материалах, относятся к информации ограниченного доступа.

6.2.1.2. Экзамены по русскому языку и математике являются обязательными.

6.2.1.3. Выпускники с ограниченными возможностями здоровья могут проходить государственную итоговую аттестацию в форме ЕГЭ или государственного выпускного экзамена, написав соответствующее заявление. При этом допускается сочетание разных форм аттестации. Государственный выпускной экзамен и ЕГЭ для таких выпускников организуются с учетом их особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния их здоровья.

6.2.1.4. Результаты единого государственного экзамена признаются образовательным учреждением как результаты государственной итоговой аттестации.

6.2.1.5. Лицам, сдавшим единый государственный экзамен (далее - участники единого государственного экзамена), выдается свидетельство о результатах единого государственного экзамена.

6.2.2. Школа осуществляет индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах данных об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях в порядке, утвержденном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

6.2.3. Выпускникам XI класса школы, прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдается документ государственного образца об уровне образования – аттестат о среднем общем образовании.

6.2.4. Выпускники общеобразовательного учреждения, достигшие особых успехов при освоении общеобразовательной программы среднего общего образования, награждаются золотой или серебряной медалью. Им выдается аттестат о среднем общем образовании для награжденных золотой или серебряной медалью выпускникам XI класса.

6.3. Государственная итоговая аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования

6.3.1. Государственная итоговая аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, проводится в новой форме (с участием территориальной экзаменационной комиссии) или в традиционной формена основании соответствующих государственных, региональных и муниципальных нормативных  документов, локальных актов школы.  

6.3.2. Экзамены по русскому языку и математике являются обязательными и  проводятся в новой форме.

Государственная итоговая аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования по  литературе, биологии, физике, химии, географии, истории, обществознанию, иностранным языкам, информатике и ИКТ по выбору обучающихся может проводиться как в традиционной, так и в новой форме. Форма сдачи экзамена предметов по выбору осуществляется непосредственно обучающимися. При этом допускается сочетание обеих форм государственной итоговой аттестации.

6.3.3. Для выпускников IX классов, обучавшихся по состоянию здоровья на дому, в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, находившихся в лечебно-профилактических учреждениях более 4-х месяцев, детей-инвалидов, освоивших образовательные программы основного общего образования, государственная итоговая аттестация проводится в обстановке, исключающей влияние негативных факторов на состояние их здоровья, и в условиях, отвечающих физиологическим особенностям и состоянию здоровья выпускников. При необходимости письменные экзамены могут быть заменены на устные, а количество сдаваемых экзаменов сокращено до двух обязательных по согласованию с органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования.

6.3.4. Проведение итоговой аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием территориальной экзаменационной комиссии

6.3.4.1. Государственная итоговая аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием территориальной экзаменационной комиссии (ГИА-9) представляет собой новую форму организации экзаменов с использованием заданий стандартизированной формы, выполнение которых позволяет установить уровень освоения федерального государственного стандарта основного общего образования.

6.3.4.2. Новая форма проведения экзамена выпускников IX классов является неотъемлемым элементом формирующейся общероссийской системы оценки качества образования. Экзамен проводится с использованием механизмов независимой оценки образовательных достижений выпускников основной школы путем создания территориальных экзаменационных комиссий.

6.3.4.3. Лицам, прошедшим государственную итоговую аттестацию с участием территориальных экзаменационных комиссий, выдается справка по результатам тестирования выпускников IX классов.

6.3.4.4. Результаты ГИА-9 в новой форме могут быть использованы как для аттестации выпускников за курс основной школы, так и для выявления учащихся, наиболее подготовленных к обучению в профильных классах старшей школы.

6.3.4.5. Выпускники, получившие на государственной итоговой аттестации одну или две неудовлетворительные отметки, допускаются к повторной государственной итоговой аттестации в традиционной форме.

6.3.5. Проведение итоговой аттестации в традиционной форме

6.3.5.1. В школе для проведении экзаменов в традиционной форме создаются аттестационная и конфликтная комиссии. 

6.3.5.2. Итоговая аттестация выпускников проводится по утвержденному директором общеобразовательного учреждения расписанию, которое заранее (не позже чем за 2 недели до начала аттестационного периода) доводится до сведения учителей, обучающихся и их родителей (лиц, их заменяющих).

6.3.5.3. Форма проведения экзаменов по выбору может быть различной: по билетам, собеседование, защита реферата, тестирование.

При сдаче экзамена по билетам выпускник отвечает на вопросы, сформулированные в билетах, выполняет предложенные практические задания (разбор предложения, решение задачи, лабораторная работа, демонстрация опыта и др.).

Выпускник, избравший собеседование как одну из форм устного экзамена, по предложению аттестационной предметной комиссии дает без подготовки развернутый ответ по одной из ключевых тем курса или отвечает на вопросы обобщающего характера по темам, изученным в соответствии с программой. Собеседование целесообразно проводить с выпускниками, имеющими отличные знания по предмету, проявившими интерес к научным исследованиям в избранной области знаний и обладающими аналитическими способностями.

Защита реферата предполагает предварительный выбор выпускником интересующей его темы работы с учетом рекомендации учителя - предметника, последующее глубокое изучение избранной для реферата проблемы, изложение вывода по теме реферата. Не позднее чем за неделю до экзамена реферат представляется выпускником учителю. Аттестационная комиссия на экзамене знакомится с рецензией учителя на представленную работу и выставляет оценку выпускнику после защиты реферата.

Тестирование рекомендуется использовать в том случае, если выпускники знакомы с такой формой аттестации. Предлагаемые на выпускных экзаменах тесты предполагают предварительную экспертную оценку соответствующими методическими службами.

6.3.5.4. Экзаменационный материал для проведения экзаменов по предметам, выбранным выпускниками, составляется общеобразовательным учреждением самостоятельно с учетом примерных вопросов для проведения итоговой аттестации выпускников IX классов, разработанных Министерством образования Российской Федерации.

6.3.5.5. Задания практической части устного экзамена (предложения для разбора, тексты для чтения и темы бесед по иностранному языку, вопросы, примеры и задачи по математике и др.) составляются учителями выпускных классов.

6.3.5.6. Порядок экспертизы, утверждения и хранения аттестационного материала для проведения экзаменов по выбору выпускников устанавливается Положением об экспертизе и хранении экзаменационного материала для устных экзаменов при проведении итоговой аттестации выпускников IX класса МБОУ – локальным актом школы.

6.3.5.7. По завершении экзамена по предмету экзаменационные и итоговые отметки заносятся в протокол, который подписывается всеми членами аттестационной комиссии.

В случае разногласий между членами аттестационной комиссии в оценке письменной работы или устного ответа выпускника вопрос решается большинством голосов с обязательной записью в протоколе особого мнения членов комиссии, не согласных с решением большинства.

6.3.6. Итоговая отметка по предмету определяется на основании годовой и экзаменационной с учетом отметок промежуточной аттестации в выпускном классе.

Выставление итоговых отметокпо математике при прохождении государственной итоговой аттестации обучающимися, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием территориальной экзаменационной комиссии осуществляется комиссией в соответствии с Положением о комиссии по выставлению итоговых отметок в аттестат об основном общем образовании - локальным актом школы.

6.3.7. Аттестат об основном общем образовании выдается обучающимся, освоившим основные общеобразовательные программы основного общего образования в любой форме и прошедшим государственную итоговую аттестацию в установленном порядке.

6.3.8. Аттестат об основном общем образовании с отличием выдается выпускнику IX класса, имеющему итоговые отметки «отлично» по всем общеобразовательным предметам учебного плана, изучавшимся на ступени основного общего образования.

6.4. Аттестаты выдаются выпускникам не позднее десяти дней после даты издания приказа об окончании ими образовательного учреждения и выдаче аттестатов.

Аттестат выдается под личную подпись выпускнику образовательного учреждения при предъявлении им документа, удостоверяющего личность, либо родителям (законным представителям) на основании документов, удостоверяющих их личность, либо иному лицу на основании документа, удостоверяющего личность, и оформленной в установленном порядке доверенности.

6.5. Для регистрации выданных аттестатов в образовательном учреждении ведется Книга для учета и записи выданных аттестатов отдельно по каждому уровню образованияна бумажном носителе и (или) в электронном виде.

6.6. Похвальной грамотой «За особые успехи в изучении отдельных предметов» награждаются выпускники IX, XIклассов, достигшие особых успехов в изучении одного или нескольких предметов, имеющие по ним четвертные (полугодовые), годовые и итоговые отметки «5» за время обучения на ступени основного общего образования, среднего общего образования и получившие по ним на государственной итоговой аттестации отметку «5», при положительных отметках по остальным предметам.

6.7. Выпускники IX классов, получившие на государственной итоговой аттестации не более двух неудовлетворительных отметок, и выпускники XI классов, получившие на государственной итоговой аттестации не более одной неудовлетворительной отметки, допускаются к повторной государственной итоговой аттестации по этим предметам.

6.8. Обучающиеся IX классов, не допущенные к государственной итоговой аттестации, а также выпускники, не прошедшие государственную итоговую аттестацию, по усмотрению родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение или продолжают получать образование в иной форме. В последнем случае они получают справку об обучении в общеобразовательном учреждении установленного образца.

Обучающимся XI классов, не допущенным к государственной итоговой аттестации, а также выпускникам, не прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдается справка об обучении в общеобразовательном учреждении установленного образца.    

В справке указываются экзаменационные и итоговые отметки (в том числе и неудовлетворительные) по всем предметам, изучавшимся в классах соответствующей ступени общего образования.

Лицам, получившим справку об обучении в общеобразовательном учреждении, предоставляется право не ранее, чем через год пройти государственную итоговую аттестацию, при этом ранее проходившие государственную итоговую аттестацию сдают экзамены по тем предметам, по которым в справке выставлены неудовлетворительные отметки.

Прикрепленные файлы: